МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Дошкольное отделение

Консультация для воспитателей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП)

 ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО являются одной из групп требований ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО подразумевают, что педагог должен обеспечить следующие условия:

 

1)Формирование и поддержание положительной самооценки детей.

Формирование самооценки начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизнь.

С возраста 3-4 лет ребёнок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»). Способность к самооценке появляется к 5 годам – как правило – завышенная – это норма. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. В возрасте 6-7 лет  дети становятся способными к адекватной самооценке - начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. В старшем дошкольном возрасте ребёнок впервые осознаёт расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. В старшем дошкольном возрасте можно вводить элементы упражнений на самооценку и взаимооценку.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей + отношение окружающих людей и значимых взрослых (родители, воспитатели).

 

Правила формирования положительной адекватной самооценки:

- хвалить или критиковать нужно за конкретный поступок, а не оценивать всю личность (например: правильно сказать «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками», а не «Ты очень жадный мальчик»; если ребенок мешает и кричит во время разговора взрослого, то правильнее будет сказать: «Пожалуйста, говори тише, я не слышу …», а не («Замолчи!Ты ужасный крикун, у меня болит от тебя голова!»);

- хвалить или критиковать нужно за поступок «здесь и сейчас», а не когда-то в прошлом;

- похвала должна превалировать, но хвалить нужно правильно;

- при похвале избегайте превосходных степеней («Ты самый лучший» и т. д.; правильнее сказать: «Ты научился считать до десяти! Вот здорово!», а не «Ты очень умный»);

-не сравнивайте ребенка с другими детьми, а только с достижениями самого ребенка в динамике (например: «Ты молодец - ты сегодня аккуратнее, чем вчера, заштриховал»);

-избегайте расплывчатых формулировок и общих фраз (например, «ты совсем распоясался»);

-когда нужно сделать порицание ребенку, важно спокойно, без лишних эмоциональных проявлений показать ребенку альтернативу поведения (например: «В следующий раз лучше сразу сказать правду, и тебе будет легче и спокойней»).

 

Примеры правильных высказываний, чтобы похвалить ребенка:

-Я знаю, что ты можешь сделать это;

-Это значительно лучше, чем вчера;

-Сейчас ты это понял. Ты быстро учишься;

-Еще немного нужно постараться, и у тебя все получится;

-Ты легко справился с трудной работой

И т.п.

2)Использование форм и методов работы, соответствующих возрастным особенностям.

Амплификация детского развития – основная идея ФГОС ДО.

Опираться на ведущие виды деятельности при построении работы с детьми.

В настоящее время выделяют следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до 1 года.
2. Предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).
3. Игровая деятельность - у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

 

Опираться на сензитивные периоды развития.

Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. В это время ребенок особенно восприимчив к получению определенных навыков и знаний. При правильном подходе можно предельно продуктивно использовать их для развития ребенка.Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

 Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

Пиком - сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

 Спадом - более или менее медленным завершением.

Возраст

Сензитивный период

Рекомендации

1,5г. – 3 г.

Развитие речи (словарный запас)

В этот период ребенок особенно чувствителен к нормам языка, поэтому крайне важно говорить с ним правильно, без сюсюканья, без применения «детских слов», много разговаривать с ребенком, вводить в запас название разных предметов, действий

2 – 2,5г.

Восприятие порядка

Важно, чтобы в этот период малыш чувствовал порядок в трех сферах:
1)Порядок в окружающей среде -  вещи должны находиться на своих местах. Важно, чтобы утром ребенок находил свои игрушки в порядке, даже если не убрал из вечером. Так родители смогут помочь ребенку в формировании собственного образа порядка.
2)Порядок в отношения людей к предметам. Например, на стуле принято сидеть, в кровати – спать, ручкой писать на бумаге, а не на чем попало, дверь открывать рукой, а не ногой, и т.д.
3)Порядок во времени.  Для ребенка важен режим и определенная последовательность событий.
4)Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Важно соблюдать порядок в следующих сферах:
* Требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и обоснованными. Они не должны зависеть от настроения.
*Требования к ребенку должны быть конкретными и выстраиваться в здравую последовательность поведения. Например, возвращаемся с прогулки: разувается, раздевается или переодевается, кладет вещи на место, моет руки и пр.

*Требования к ребенку должны соблюдаться самими родителями.

2,5 – 3г.

Развитие речи (разговаривает сам с собой)

Внимательно отнеситесь к такой речи, она позволит услышать , о чем думает ребенок, узнать особенность его мышления

С 2,5 до 6 лет

Освоение культурных норм (вежливость, этикет)

 

3-4г.

Развитие речи (осознанная речь)

Побуждать детей к рассказыванию

1-4г.

Развитие движений.

Давать возможность для различных движений с усложнением (спиной вперед, с закрытыми глазами…)

3,5 – 4,5г.

Письмо, воспроизведение на бумаге

 

4-5г.

Сенсорное развитие

 

4-5г.

Математика (усвоение фигур предметов, количественных понятий, операций с ними)

 

5-6 лет

Общение

Коллективные, групповые, парные формы работы, диалоги, беседы со взрослым

 

Использование форм и методов работы, соответствующих  индивидуальным особенностям.

Для обеспечения психологического комфорта в условиях коллективного пребывания детей в детском саду в течение дня педагогу необходимо уделить внимание каждому ребенку, пообщаться наедине с каждым. При общении с ребенком нужно дать ему почувствовать вашу полную и искреннюю заинтересованность ребенком. Для этого нужно придерживаться определенных правил.

 

Простые правила общения с детьми:

-во время выслушивания ребенка педагог настраивается на «слушание» - не отвлекается на другие переживания;

-в случае занятости просит ребенка подождать немного, но позже обязательно уделяет ему внимание;

-глаза педагога должны быть на уровне глаз ребенка;

-открытые жесты, мимика;

-вербально показывает заинтересованность (эхо-реакция (повторение последнего слова), ага, угу, вопросы…);

-не нужно обесценивать проблему ребенка, с которой он к вам обратился.

 

 

3)Взаимодействие взрослых и детей на основе позиции сотрудничества и партнерства.

Приоритет отдается не позиции взрослого «над», а отношениям сотрудничества, партнерства, позициям «вместе», «рядом».

В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции. Это могут быть позиции «над», «под», «рядом», «в стороне», «вместе».

Понятно, что без позиции «над», то есть без прямого руководства, прямого обучения и оберегания ребенка от всяких опасностей, от всяких несчастных случаев нельзя построить разумный воспитательно-образовательный процесс. Но эта позиция в общении не должна преобладать.

 

В чем может проявляться позиция партнерства:

-положение взрослого в пространстве на одном уровне с детьми во время общения, во время общей деятельности;

- коллективные формы работы;

-совместное со взрослым творческое дело, его реализация;

-при проведении совместных игр педагог - равноправный партнер, игрок;

-искреннее удивление вместе с детьми полученным результатам;

-недирективные фразы педагога с использованием местоимения «мы», риторические вопросы (например: «Наверное, надо полечить?», «Через 15 минут обед. Что сейчас нужно сделать?», «Давайте порисуем (подумаем и т.д.)»);

-при высказывании запретов необходимо их аргументировать и комментировать (например: правильнее сказать «подходить к дороге опасно», а не «Не подходите к дороге»);

-лучше избегать предлогов «не», так как этот предлог сознанием воспринимается очень слабо, и в сознании остается сам запрет (без предлога «не/нельзя») в утвердительной, разрешающей форме (например: правильнее сказать «После игры убираем за собой игрушки», а не «Нельзя разбрасывать игрушки»);

-прием «вопрос на вопрос» (например: «Почему Маша не хочет со мной играть?» «А как ты думаешь, почему Маша….»);

-избегать прямого поучения, наставления, простой трансляции сведений, а использовать проблемные вопросы, вместе с детьми рассуждать.

 

4)Поддержка доброжелательного отношения друг к другу.

Для формирования коллектива, доброжелательного отношения детей друг к другу нужно придерживаться правил:

-реализовывать общие дела;

-использовать коллективные игры;

-работа детей в парах, в тройках;

-введение в детском коллективе традиций, которые обязательно и систематически нужно соблюдать;

-обучение правильному разрешению конфликтных ситуаций:

· Педагог вмешивается не в каждую конфликтную ситуацию детей, но следит за развитием каждого конфликта. Если ситуация не угрожает здоровью детей и способствует проживанию важного опыта и самоутверждению неинициативных детей, воспитатель позволяет детям самостоятельно разрешить проблему. В противном случае необходимо вмешательство педагога.

· Перед анализом конфликтной ситуации воспитатель должен убратьт негативный эмоциональный фон, перевести негативные эмоции в спокойное нейтральное действие (например: «давайте сядем и сначала помолчим», глубоко подышать, развести руки с потом сесть и т.д.)

· Приглашает к обсуждению конфликта только тех детей, которые были свидетелями конфликта.

· Выслушивает мнение каждого.

· Обсуждают возможные варианты бесконфликтного разрешения ситуации.

 

5)Поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Для этого необходимо использовать в работе:

-исследовательскую, экспериментальную деятельность;

-вносить изменения в план работы на день в зависимости от потребностей детей;

-давать возможность самостоятельно распределять роли;

-давать возможность самостоятельно выбирать себе дело.

6)Предоставлять детям возможность выбора материалов, видов активности, участников.

Необходимо соблюдать:

-принцип вариативности и доступности развивающей предметно-пространственной среды;

-умело сочетать выполнение выбранных детьми заданий и запланированных педагогом – т.е. грамотная организация среды для самостоятельной деятельности детей исходя из проблем и интересов группы;

-во время самостоятельной деятельности детей педагог занимает место рядом с детьми младшего возраста (в разновозрастной группе) или рядом с детьми, которые выполняют новое сложное задание;

-по окончании самостоятельной деятельности расспросить детей, чем занимался каждый из них, что получилось, что понравилось…

 

7 ноября 2017 в 20:36

Прикреплённые файлы:

Документ: Консультация для воспитателей

Описание файла:

Файл называется: konsult-dlja-vospitatelei_e6vb5.docx

Это официальный файл организации «МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Дошкольное отделение», в нём содержится Консультация для воспитателей.

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.