МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Дошкольное отделение
|
Консультация для воспитателейКОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП) ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО являются одной из групп требований ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО подразумевают, что педагог должен обеспечить следующие условия:
1)Формирование и поддержание положительной самооценки детей. Формирование самооценки начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизнь. С возраста 3-4 лет ребёнок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»). Способность к самооценке появляется к 5 годам – как правило – завышенная – это норма. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. В возрасте 6-7 лет дети становятся способными к адекватной самооценке - начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. В старшем дошкольном возрасте ребёнок впервые осознаёт расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. В старшем дошкольном возрасте можно вводить элементы упражнений на самооценку и взаимооценку. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей + отношение окружающих людей и значимых взрослых (родители, воспитатели).
Правила формирования положительной адекватной самооценки: - хвалить или критиковать нужно за конкретный поступок, а не оценивать всю личность (например: правильно сказать «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками», а не «Ты очень жадный мальчик»; если ребенок мешает и кричит во время разговора взрослого, то правильнее будет сказать: «Пожалуйста, говори тише, я не слышу …», а не («Замолчи!Ты ужасный крикун, у меня болит от тебя голова!»); - хвалить или критиковать нужно за поступок «здесь и сейчас», а не когда-то в прошлом; - похвала должна превалировать, но хвалить нужно правильно; - при похвале избегайте превосходных степеней («Ты самый лучший» и т. д.; правильнее сказать: «Ты научился считать до десяти! Вот здорово!», а не «Ты очень умный»); -не сравнивайте ребенка с другими детьми, а только с достижениями самого ребенка в динамике (например: «Ты молодец - ты сегодня аккуратнее, чем вчера, заштриховал»); -избегайте расплывчатых формулировок и общих фраз (например, «ты совсем распоясался»); -когда нужно сделать порицание ребенку, важно спокойно, без лишних эмоциональных проявлений показать ребенку альтернативу поведения (например: «В следующий раз лучше сразу сказать правду, и тебе будет легче и спокойней»).
Примеры правильных высказываний, чтобы похвалить ребенка: -Я знаю, что ты можешь сделать это; -Это значительно лучше, чем вчера; -Сейчас ты это понял. Ты быстро учишься; -Еще немного нужно постараться, и у тебя все получится; -Ты легко справился с трудной работой И т.п. 2)Использование форм и методов работы, соответствующих возрастным особенностям. Амплификация детского развития – основная идея ФГОС ДО. Опираться на ведущие виды деятельности при построении работы с детьми. В настоящее время выделяют следующие виды ведущей деятельности: 1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до 1 года.
Опираться на сензитивные периоды развития. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. В это время ребенок особенно восприимчив к получению определенных навыков и знаний. При правильном подходе можно предельно продуктивно использовать их для развития ребенка.Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется: Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; Пиком - сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить; Спадом - более или менее медленным завершением.
Использование форм и методов работы, соответствующих индивидуальным особенностям. Для обеспечения психологического комфорта в условиях коллективного пребывания детей в детском саду в течение дня педагогу необходимо уделить внимание каждому ребенку, пообщаться наедине с каждым. При общении с ребенком нужно дать ему почувствовать вашу полную и искреннюю заинтересованность ребенком. Для этого нужно придерживаться определенных правил.
Простые правила общения с детьми: -во время выслушивания ребенка педагог настраивается на «слушание» - не отвлекается на другие переживания; -в случае занятости просит ребенка подождать немного, но позже обязательно уделяет ему внимание; -глаза педагога должны быть на уровне глаз ребенка; -открытые жесты, мимика; -вербально показывает заинтересованность (эхо-реакция (повторение последнего слова), ага, угу, вопросы…); -не нужно обесценивать проблему ребенка, с которой он к вам обратился.
3)Взаимодействие взрослых и детей на основе позиции сотрудничества и партнерства. Приоритет отдается не позиции взрослого «над», а отношениям сотрудничества, партнерства, позициям «вместе», «рядом». В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции. Это могут быть позиции «над», «под», «рядом», «в стороне», «вместе». Понятно, что без позиции «над», то есть без прямого руководства, прямого обучения и оберегания ребенка от всяких опасностей, от всяких несчастных случаев нельзя построить разумный воспитательно-образовательный процесс. Но эта позиция в общении не должна преобладать.
В чем может проявляться позиция партнерства: -положение взрослого в пространстве на одном уровне с детьми во время общения, во время общей деятельности; - коллективные формы работы; -совместное со взрослым творческое дело, его реализация; -при проведении совместных игр педагог - равноправный партнер, игрок; -искреннее удивление вместе с детьми полученным результатам; -недирективные фразы педагога с использованием местоимения «мы», риторические вопросы (например: «Наверное, надо полечить?», «Через 15 минут обед. Что сейчас нужно сделать?», «Давайте порисуем (подумаем и т.д.)»); -при высказывании запретов необходимо их аргументировать и комментировать (например: правильнее сказать «подходить к дороге опасно», а не «Не подходите к дороге»); -лучше избегать предлогов «не», так как этот предлог сознанием воспринимается очень слабо, и в сознании остается сам запрет (без предлога «не/нельзя») в утвердительной, разрешающей форме (например: правильнее сказать «После игры убираем за собой игрушки», а не «Нельзя разбрасывать игрушки»); -прием «вопрос на вопрос» (например: «Почему Маша не хочет со мной играть?» «А как ты думаешь, почему Маша….»); -избегать прямого поучения, наставления, простой трансляции сведений, а использовать проблемные вопросы, вместе с детьми рассуждать.
4)Поддержка доброжелательного отношения друг к другу. Для формирования коллектива, доброжелательного отношения детей друг к другу нужно придерживаться правил: -реализовывать общие дела; -использовать коллективные игры; -работа детей в парах, в тройках; -введение в детском коллективе традиций, которые обязательно и систематически нужно соблюдать; -обучение правильному разрешению конфликтных ситуаций: · Педагог вмешивается не в каждую конфликтную ситуацию детей, но следит за развитием каждого конфликта. Если ситуация не угрожает здоровью детей и способствует проживанию важного опыта и самоутверждению неинициативных детей, воспитатель позволяет детям самостоятельно разрешить проблему. В противном случае необходимо вмешательство педагога. · Перед анализом конфликтной ситуации воспитатель должен убратьт негативный эмоциональный фон, перевести негативные эмоции в спокойное нейтральное действие (например: «давайте сядем и сначала помолчим», глубоко подышать, развести руки с потом сесть и т.д.) · Приглашает к обсуждению конфликта только тех детей, которые были свидетелями конфликта. · Выслушивает мнение каждого. · Обсуждают возможные варианты бесконфликтного разрешения ситуации.
5)Поддержка инициативы и самостоятельности детей. Для этого необходимо использовать в работе: -исследовательскую, экспериментальную деятельность; -вносить изменения в план работы на день в зависимости от потребностей детей; -давать возможность самостоятельно распределять роли; -давать возможность самостоятельно выбирать себе дело. 6)Предоставлять детям возможность выбора материалов, видов активности, участников. Необходимо соблюдать: -принцип вариативности и доступности развивающей предметно-пространственной среды; -умело сочетать выполнение выбранных детьми заданий и запланированных педагогом – т.е. грамотная организация среды для самостоятельной деятельности детей исходя из проблем и интересов группы; -во время самостоятельной деятельности детей педагог занимает место рядом с детьми младшего возраста (в разновозрастной группе) или рядом с детьми, которые выполняют новое сложное задание; -по окончании самостоятельной деятельности расспросить детей, чем занимался каждый из них, что получилось, что понравилось…
7 ноября 2017 в 20:36
Прикреплённые файлы:Документ: Консультация для воспитателей Описание файла:Файл называется: konsult-dlja-vospitatelei_e6vb5.docx Это официальный файл организации «МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Дошкольное отделение», в нём содержится Консультация для воспитателей. Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.